РУ EN

Hot line phone +7 495 660 75 89

logo

Peaceful production: is the MIC ready for the «demobilization»

23 January 2018
Peaceful production:  is the MIC ready for the «demobilization»

A year has passed since Russian President Vladimir Putin has directed defense companies to set out on a “civilian” path. By 2030 the volume of non-defense products should reach 50% of all contracts. However, nowadays not every company is ready to convert. Some of them are successfully joining state diversification programs, other factories are constrained due to legislature and market barriers.

Which companies managed to adapt, and which are not ready for the diversification and why? How is the state willing to support them? Read about it in the INNOPROM VIEW.

From Army to Medecine

In the upcoming two years the programs of the large-scale rearmament in the army and the navy are expected to be accomplished. Since 2020 the demand on the products of defense companies is predicted to fall on the part of the state as a customer. Therefore, the defense sector is developing contracts in the civilian sector, so that it could secure itself after delivering defense contracts.   

Circumstances differ among companies: while some companies are actively investing into the conversion, others were left dependable from the defense sector and cannot switch promptly to the civilian production.

Holding «Shvabe» which delivers fibre-optic products to the army represents an example of an effective diversification. In 2016 the company's volume of contracts in the civilian sphere in Russia was 12,1 bln rubles, in 2017 it is expected to reach 17,6 bln rubles. In 2020 the holding intends to raise the share of civilian products in the revenue of the company up to 50%, and up to 81% in 2025.

«Shvabe» is increasing its profit due to medical projects: the company is taking part in the federal program of constructing perinatal centers. In 2017 the holding delivered medtech in the amount of 2 bln rubles to 30 Russian regions. For example, for hospitals they produced anesthetic machines used for nursing premature babies. Moreover, “Shvabe” delivers incubators for newborns with an extremely low body mass, as it was reported in the press relations service of the state corporation “Rostec”.

The Federal Cabinet of Ministers supports aircraft industry using state programs. The Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation has formulated a development strategy for the industry up until 2030. The percentage of the civilian production in the aircraft industry is predicted to grow from 21,3% in 2016 to 38,5% in 2030.

In 2017 events on import substitution were made actual in the project «Sukhoi Superjet 100» (SSJ-100), which implied using Russian components in the interior, purchasing Russian passenger seats. Part of the budget is spent on the state program «Aircraft Industry Development for 2013-2015».

 

“If we take into consideration that the 'Armament’ program's peak has passed, we will gradually substitute defense products with civilian ones. There is a growth of around 15% in produced helicopters in comparison with 2016. In 2018 as a part of the program of the ambulance aviation development it is expected to deliver 31 helicopters (12 “Ansat”s and 19 Mi-8). The issue of including in the ambulance aviation program the aircraft L-410, which is locally produced in Ekaterinburg in the Ural civilian aviation factory (potential resident of the second stage “Titanium Valley”) is currently discussed with the regions. Moreover, the production of a new aircraft MC-21-300 is taking place. For now, the motor PW-1400G (USA) is installed in this type of aircrafts, but hereafter this aircraft will be equipped with Russian motor PD-14,”

― Denis Manturov, Minister of Trade and Industry of the Russian Federation.

 

On the whole, such producers manage to raise contracts with the help of the Cabinet of Ministers. Companies' projects satisfy the requirements of markets and state programs.

Prohibitions and Taxes

Successful projects of some companies do not cancel system problems in the industry. The defense industry cannot accomplish mass conversion due to objective reasons.

For example, the concern “Kalashnikov” faced the difficulties in the civilian sales due to the barriers in the legislature of the Russian Federation. The main company’s profile is the production of military firearms, high-precision ammunition, and the revenue from the civilian sales in 2016 was only 5,6% of the sales volume, or 885,6 mln rubles.

The Russian legislature is strict, civilians are limited in their possibility to carry and keep arms. Therefore, the concern cannot increase its share in the civilian sector: “The redundant constraint of the Russian legislature on the civilian arms limits the market development”, as company’s reports mention.

Moreover, the purchasing power in Russia is going down. As a result, in 2014-2016 the domestic market of civilian arms has decreased more than one-and-a-half times. In their reports, the representatives of “Kalashnikov” predict that the customers’ behavior is unlikely to change in the upcoming 3-5 years.

The representative of the Saratov Elektropribor plant named after Sergo Ordzhonikidze remark that it is more difficult for the defense companies to convert due to the foreign competition and the tax burden.

 

 

«Our companies are in unequeal terms with foreign companies, the deadlines of the new project are extended for 2-5 years. Moreover, the tax burden does not allow long-term investments »,

— Dmitriy Hanenko, CEO of the Saratov Elektropribor Plant.

 

 

The plant produces aircraft instruments and automatic control systems. In three quarters of 2017 the state secured 78% of the total revenue of the plant. Dmitriy Hanenko remarked that it is difficult to develop new productions under the conditions of the nationwide economic stagnation.

How defense companies look for contracts

In order to get rid of the defense dependence, companies find prospect buyers on their own through marketing researches. Companies research what is in demand on the market and how they can convert their production. 

Siberian military companies announce about their readiness to take part in civilian projects. Affiliated company of “Techmash” – AO «Research Institute of Electronic Instruments» is going to attract civilian contracts: there is a possibility to produce LED products for the systems of dynamic navigation of Russian Railways, automatic systems of supervisory monitoring and control for housing and public utilities etc.

 

«There are all the necessary conditions in the Research Institute to carry out these projects. The assembly of new products is esteemed to be opened on industrial sites where there used to be section 4. We plan to carry out researches together with our partners on improving, modernizing, creating new kinds of civilian products»,

— Valeriy Edvabnik, deputy CEO of the Research Institute.

 

Aircraft companies build their strategies, set their goals which direction the industry will develop in the long run. For instance, United Aircraft Corporation is developing a new strategy up until 2035. The company is going to invest into creating new capacities in order to increase civilian production.

Among key courses there is the development of close inter-plants cooperation, increasing collaboration. By 2035 UAC plans to give away around 40% of their production to the outsourcing.

“Together with the holding “Industry Technologies” we discuss about the creation of the production of onboard cable networks and pipe lines in Ulyanovsk and Kazan. The experience, including the international one, shows that in some cases outsourcing allows to reduce significantly time and cost of products at the cost of deliveries including ones for “exterior” and “non-aviation” customers”,

— UAC Vice-President Sergey Yurasov.

 

 

How the State Can Help

>One more problem is the deficit of investments, as it is remarked by companies that are eager to expand to the civilian sector. In this context during 2017 the Federal Government developed a package of support tools for diversification projects. One of the basic mechanisms will be loan-based funding on the part of ерe Industrial Development Fund. More specifically, new programs “Conversion” and “Complementary Parts”.  

«The main parameters of these programs are mainly identical. The fund provides soft loans on a competitive basis for the period until 5 years with 1% interest in the first three years and 5% interest for the rest of the period. Moreover, only those companies that are included in the Defense Companies Register can take part in the “Conversion” project »,

— Vasiliy Osmakov, Deputy Minister of Trade and Industry of the Russian Federation..

 

 

<

As it was announced by the press-release service of the IDF, as a part of the “Conversion” program the amount of loans will be 200-750 mln rubles on the period up until 5 years, for the “Complementary parts” it will be 50-500 mln rubles. The financing will be provided for the projects with a total budget starting from 400 mln rubles (“Conversion” program) and from 71,5 mln rubles (“Complementary parts project”). 

Moreover, the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation developed a joint program with Vnesheconombank in 2017: defense companies will receive loans with 5-7% interest for priority projects. Furthermore, the package will include subsidies for the delivery of pilot batches of new production, subsidizing partly costs on the research and development, support of the Russian Export Center.

Diversification and digitalization of Russian defense companies is one of the key topics for discussion during INNOPROM events. In 2017 leaders of the government of the Russian Federation, foreign business, Russian partners were invited to the dialogue. What are the successes of military campaigns? What is the effectiveness of the support for these companies? What new niches can become the drivers for the growth of the defence industry? We invite you to discuss problems of the industry at INNOPROM-2018.

All news
  • Sponsors
  • Media partners
  • Business program partners
  • Organizers

  • Operator
  • TECHNICAL SERVICE
  • Recommended builder
  • Service Partner

РУ EN

Горячая линия 8-800-700-82-31

Мирное производство: готов ли ОПК к «демобилизации»

23 Января 2018
Мирное производство:  готов ли ОПК к «демобилизации»

Прошел год с тех пор, как президент России Владимир Путин поручил оборонным предприятиями перейти на «гражданские» рельсы. К 2030 году объем гражданской продукции должен достигнуть 50% заказов. Однако сейчас далеко не все предприятия готовы к конверсии. Часть компаний успешно подключаются к госпрограммам диверсификации, другие заводы ограничены из-за законодательных и рыночных барьеров.

Каким компаниям удалось адаптироваться, а какие еще не готовы к диверсификации и почему? Как государство готово их подержать? Об этом читайте в ИННОПРОМ VIEW.

Из армии в медицину

В течение ближайших двух лет программы масштабного перевооружения в армии и на флоте будут завершены. С 2020 года спрос на продукцию военных предприятий снизится со стороны заказчика в лице государства. По этой причине оборонный сектор наращивает контракты в гражданском секторе, чтобы подстраховать себя после выполнения военных поставок.

Ситуация среди компаний разительно отличается: пока одни предприятия активно вкладывались в конверсию, другие остались зависимыми от «оборонки» и не могут оперативно перейти на «рельсы» гражданского производства.

Пример эффективной диверсификации показывает холдинг «Швабе», который поставляет оптико-электронную продукцию для армии. В 2016 году портфель контрактов компании по гражданскому направлению в России составил 12,1 млрд рублей, по итогам 2017 года ожидается рост до 17,6 млрд рублей. В 2020 году группа намерена увеличить долю гражданской продукции в выручке предприятия до 50%, в 2025 году — до 81%.

«Швабе» наращивает выручку за счет медицинских проектов: компания участвует в федеральной программе по строительству перинатальных центров. В 2017 году холдинг поставил медтехнику на 2 млрд рублей в 30 российских регионов. Например, для больниц были выпущены аппараты ингаляционной анестезии, используемые для выхаживания недоношенных детей. Также поставляются инкубаторы производства «Швабе» для помощи новорожденным с экстремально низкой массой тела, рассказали в пресс-службе госкорпорации «Ростех».

Федеральный кабмин также «подтягивает» за счет государственных программ авиастроение. Минпромторг РФ разработал стратегию развития отрасли до 2030 года. Доля гражданского производства в авиастроении должна вырасти с 21,3% в 2016 году до 38,5% в 2030 году.

В 2017 году были актуализированы мероприятия по импортозамещению в проекте «Сухой Суперджет» (SSJ-100), речь идет об использовании российских комплектующих в оформлении интерьера, о закупке отечественных пассажирских кресел. Часть финансирования приходится на госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

 

«С учетом того, что пик по госпрограмме «Вооружение» уже пройден, мы будем постепенно замещать военную продукцию гражданской. По вертолетам у нас есть рост по сравнению с 2016 годом — порядка 15%. В 2018 году в рамках программы развития санитарной авиации планируется поставить авиаперевозчикам 31 вертолет (12 «Ансатов» и 19 — Ми-8). С регионами прорабатывается вопрос о включении в программу санавиации и самолета Л-410, производство которого локализовано в Екатеринбурге на Уральском заводе гражданской авиации (потенциальном резиденте перспективной второй очереди ОЭЗ «Титановая долина»).
Кроме того, идет работа над новым самолетом МС-21-300. Пока в нем установлен двигатель PW-1400G (США), но в дальнейшем этот самолет будет оснащаться отечественным двигателем ПД-14»,

― объявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

 

В целом таким производителям удается наращивать контракты за счет поддержки кабмина. Проекты компаний соответствуют требованиям государственных программ и рыночным запросам.

Запреты и налоги

Успешные проекты отдельных компаний еще не отменяют системные проблемы в отрасли. Военная отрасль не может провести массовую конверсию по объективным причинам.

Например, концерн «Калашников» столкнулся с трудностями в гражданских продажах из-за барьеров в законодательстве РФ. Основной профиль компании — выпуск военного огнестрельного оружия, высокоточных боеприпасов, а выручка от продаж «гражданки» в 2016 году составила только 5,6% от общего объема, то есть 885,5 млн рублей.

В России установлено жесткое законодательство, у граждан ограничены возможности в плане ношения и хранения огнестрельного оружия. По этой причине концерн не может увеличить свою долю в гражданском секторе: «Избыточные ограничения российского законодательства в части гражданского оружия сдерживают развитие рынка», отмечается в отчетах компании.

Кроме того, в России падала покупательская способность. В итоге за 2014-2016 гг. внутренний рынок гражданского оружия сократился более чем в полтора раза. В своих отчетах представители «Калашникова» прогнозируют, что поведение потребителей вряд ли изменится в ближайшие 3-5 лет.

На Саратовском электроприборостроительном заводе им. Серго Орждоникидзе отмечают, что оборонщикам сложно перестроиться из-за зарубежной конкуренции и налоговой нагрузки.

 

 

«Наши компании находятся в неравных конкурентных условиях с иностранными, сроки реализации нового проекта растянуты на время от двух до пяти лет. К тому же налоговое бремя не позволяет делать долгосрочные вложения»,

— заявил гендиректор Саратовского электроприборостроительного завода Дмитрий Ханенко.

 

 

Предприятие выпускает авиационные приборы и системы автоматического управления. За три квартала 2017 года государственные заказы обеспечили 78% выручки завода. Дмитрий Ханенко отметил, что сложно осваивать новые производства в условиях общероссийской стагнации экономики.

Как оборонщики ищут заказы

Чтобы избавиться от оборонной зависимости, предприятия самостоятельно находят потенциальных заказчиков, проводят маркетинговые исследования. Компании изучают, что востребовано на рынке и как можно перестроить свое производство.

О готовности участвовать в гражданских проектах заявляют сибирские военные предприятия. Дочерняя структура концерна «Техмаш» — АО «Научно-исследовательский институт электронных приборов» (НИИЭП) — намерена привлечь гражданские заказы: рассматривается возможность выпускать светодиодную продукцию для систем динамической навигации Российских железных дорог, автоматизированные систем диспетчерского контроля и управления для ЖКХ и другие.

 

«В НИИЭП имеются все необходимые условия для реализации этих проектов. Сборочное производство новой продукции планируется открыть на производственных площадях, где раньше располагался цех № 4. У нас в планах проводить с совместно с партнерами научные разработки по совершенствованию, модернизации, созданию новых видов гражданской продукции»,

— сообщил заместитель гендиректора института Валерий Эдвабник.

 

Авиастроительные компании выстраивают целые стратегии, ставят цели, в каком направлении будет развиваться отрасль в долгосрочной перспектив. Так, Объединенная авиастроительная корпорация разрабатывает новую стратегию до 2035 года. Компания намерена вкладываться в создание новых мощностей, чтобы увеличить гражданское производство.

Среди ключевых направлений — развитие тесных межзаводских коопераций, усиление сотрудничества. К 2035 году ОАК планирует передавать порядка 40% объемов производства на аутсорсинг.

«Вместе с холдингом «Промышленные технологии» обсуждается создание производства бортовых кабельных сетей и трубопроводов в Ульяновске и Казани. Опыт, в том числе и мировой, показывает, что в ряде случаев аутсорсинг позволяет существенно сокращать сроки и себестоимость изделий за счет поставок в том числе «сторонним» или «неавиционным» клиентам»,

— заявил вице-президент ОАК Сергей Юрасов.

 

 

Чем может помочь государство

Еще одна проблема — нехватка инвестиций, отмечают предприятия, стремящиеся расширяться в гражданском секторе. В связи с этим в течение 2017 года федеральное правительство укомплектовало пакет инструментов поддержки проектов диверсификации. Одним из базовых механизмов станет заемное финансирование со стороны Фонда развития промышленности (ФРП). Речь идет о новых программах «Конверсия» и «Комплектующие изделия».

«Основные параметры этих программ во многом идентичны. Фонд предоставляет на конкурсной основе льготные займы сроком до 5 лет со ставкой 1% в первые три года пользования займом и 5% — на оставшийся период. При этом в программе «Конверсия» могут участвовать только те компании, которые входят в реестр организаций ОПК»,

— заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.

 

 

Как пояснили в пресс-службе ФРП, в рамках программы «Конверсия» суммы займов будут составлять от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет, по программе «Комплектующие изделия» — от 50 до 500 млн рублей. Финансирование предоставляется под проекты с общим бюджетом от 400 млн рублей (по программе «Конверсия») и от 71,5 млн рублей (по программе «Комплектующие изделия»).

Кроме того, Минпромторг РФ сформировал в 2017 году совместную программу с Внешэкономбанком: оборонным предприятиям будут выделяться кредиты с процентной ставкой 5-7% годовых для приоритетных проектов. Также в пакете инструментов — субсидии на поставку пилотных партий новой продукции, субсидирование части затрат на НИОКР, поддержка Российского экспортного центра.

Диверсификация и цифровизация оборонных предприятий России — одна из ключевых тем для обсуждения на мероприятиях ИННОПРОМа. В 2017 году к диалогу были привлечены первые лица правительства РФ, зарубежного бизнеса, российских партнеров. Каковы успехи военных компаний? Какова эффективность поддержки компаний? Какие новые ниши могут стать драйверами роста для ОПК? Мы приглашаем вас обсудить проблему отрасли на ИННОПРОМ-2018.

Список новостей
  • Спонсоры
  • Медиапартнеры
  • Организаторы

  • Оператор выставки
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
  • Рекомендуемый застройщик
  • Сервис-партнер