РУ EN

Hot line phone +7 495 660 75 89

logo

AI in the Arctic: which digital projects are launched at polar production sites

01 October 2018
AI in the Arctic: which digital projects are launched at polar production sites

Offshore projects without men

As of 2018, there are few active AI projects, which may be applied in arctic conditions. It is mentioned in analytical survey "Application of AI Systems in the Situation of a New Stage of Arctic Development". The report was prepared by the Coordinating Committee for Development of Northern Territories and Arctic of the Union of Industrialists and Entrepreneurs and the Union of Industrialists and Entrepreneurs of Arctic Circle. The authors of the survey are convinced that, in general, the interest towards technologies will grow – both on the part of the Government and on the part of business.

 

"AI applications become a reality, and ahead of other regions in Russia, it may be implemented in the Arctic and the Northern Sea Route area. For geological prospecting in the Arctic shelf sea, the appearance of devices operating without human involvement means a better effectiveness, an increased security and in the long run reduction of costs for core operations," the survey reports.

Already now, business takes a keen interest in unmanned technologies with the perspective of their use in remote areas with extreme climate conditions, says Maxim Zverkov, Managing Director of ABAGY Robotic Systems. Personnel is a really sensitive issue in these regions: it's hard to find the necessary professionals, and monitoring of their work also requires considerable resources.

 

"The use of robots in such conditions looks absolutely logical. At the same time, requirements to them are very high. In order to work on remote facilities, the robots must be extremely adaptive, easily managed and controlled from a center, become 'the hands' of the head office personnel, correctly fulfill all the tasks and require a minimal human participation in its working process. This type of solution is in high demand, and we have things to offer,"

stated Maxim Zverkov.

 

Effect of the Intellect

Hybrid intellectual systems will be implemented at a Gasprom enterprise in the Yamalo-Nenetsky Autonomous Okrug / photo by yamburg-dobycha.gazprom.ru

AI technologies are applied at oil, gas and condensate fields of the Extreme North. At ООО Gasprom Dobycha Yamburg (the Yamalo-Nenetsky AO), digital projects aim at improvement of production effectiveness: they intend to build the hybrid intellectual systems for their gas field facilities and introduce new management systems on the basis of fuzzy logics and mathematics.

 

"The elements of artificial intelligence are introduced in the company in order to increase the reliability of technological processes. We use the capabilities of intellectual management systems in case of getting some fuzzy information, for example, in case of measuring channels failure. The found solutions are patented as inventions and implemented in production,"

said Anatoly Arabskiy, D-ty Chief Engineer for R&D and Environment at ООО Gasprom Dobycha Yamburg.

 

At ООО Gasprom Dobycha Yamburg, they have invented and implemented a smart system in order to avoid a typical problem for gas recovery companies. In flowlines, the manufacturers need to avoid formation of hydrates — solid compounds of natural gas and water. The hydrates are being accumulated in wellbores, on the walls of main and field pipelines, thus reducing their discharge capacity. In order to reduce these formations, the gaswork engineers use methanol. The problem relates to its discharged volume: the excess expenditure of methyl alcohol increases the load on environment and unreasonable company costs. Saving methanol is not good either, as it may cause an emergency at a pipeline.

To solve the problem, the engineers of ООО Gasprom Dobycha Yamburg have developed an intellectual automated technological processes management system. The system is operated on the basis of special technology, which helped to achieve AI effect.

Formation of hydrates in pipelines and networks may cause accidents and smart systems help to minimize the risks / photo by yamburg-dobycha.gazprom.ru

 

"The main idea of the technology is that methanol is discharged to a flowline only in the necessary amounts and only when a process of hydrate formation begins. For this, the course of real processes is controlled together with their parallel modelling," reported the company experts.

 

Due to smart technologies, the company saves annually over 4 mln rubles on methanol.

Floating reactor

AI may be used at the operation of floating nuclear reactors / photo by rosenergoatom.ru

It may be possible to apply Artificial Intellect in floating nuclear power stations, the authors of the analytical survey remark. It is supposed that small reactors may be placed at icebreakers and supply energy to oil and gas recovering companies at remote territories as well as to prospecting enterprises and shelf platforms.

 

"At them [floating NPS], AI will be applied in the automated control systems for technological processes," specify the experts.

 

A project of the first floating nuclear heating and electricity power station (FNPS) is being implemented by Rosenergoatom. Its capacity will be 70 MW; the station has been designed with a big operation margin in order to provide the environmental safety of nuclear reactors in case of tsunami or other natural disasters. The first FNPS is called in honor of Academician Lomonosov.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"It is the first sample of medium powered nuclear energy mobile sources, the demand for which is going to be rather high according to our forecasts. A big interest to such competence is demonstrated by all island nations, where, due to certain reasons, it is not possible to create a powerful infrastructure of electricity transmission,"

told Alexey Likhachev, Director General of Rosatom.

 

In 2016, the mooring trials of "Academician Likhachev" began, in the spring of 2018, the power unit was towed from St.Petersburg to Murmansk, where in summer, the first nuclear fuel loading took place. It is expected that in 2019, the station will be transported to the sea port of Pevek, the floating NPS will provide energy to the Chukotsky Autonomous Okrug. If the power unit proves to be good, Russia plans to start a serial production.

Overcoming conflicts

Smart technologies are necessary for the organization of environmental monitoring on north polar territories / photo by yamburg-dobycha.gazprom.ru

AI is also required for environmental projects in the Arctic, according to the authors of the analytical survey: smart technologies will help modelling the warming consequences, making forecasts of possible damage to environment and economy.

"It's hard to make a precise forecast of how the Far North and its population will cope with climate change, whether they will be able to settle the conflict of interests of mining companies and environment, indigenous people and biosphere in general. The new technologies, monitoring and forecasting will possibly help to avoid the crisis and make a human being not a temporary user but an adequate host of the Arctic," resume the authors of the analytical survey.

 

Production solutions on the basis of AI, industrial IoT projects, industrial robots and other digital developments are every year presented by INNOPROM participants in their expositions. The organizers and the flagship industrial companies are getting prepared to the tenth jubilee exhibition, which will take place from the 8th to the 11th of July 2019. Both large corporations and startups will be able to show their newest digital solutions and discuss the market trends.

All news
  • Sponsors
  • Partners
  • Media partners
  • Organizers

  • Operator
  • TECHNICAL SERVICE
  • Recommended builder
  • Service Partner

РУ EN

Горячая линия 8-800-700-82-31

ИИ в Арктике: какие цифровые проекты запускают на полярных производствах

01 Октября 2018
ИИ в Арктике: какие цифровые проекты запускают на полярных производствах

На шельфе без человека

По состоянию на 2018-й год количество практических проектов искусственного интеллекта (ИИ), которые можно применить в арктических условиях, немногочисленно. Об этом сообщается в аналитическом обзоре «Применение систем искусственного интеллекта в условиях нового этапа освоения Арктики». Доклад подготовили Координационный совет по развитию северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и предпринимателей и Союз промышленников и предпринимателей Заполярья. В целом, в ближайшее время интерес к технологиям будет возрастать — как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, уверены авторы обзора.

 

«Использование искусственного интеллекта становится реальностью, и в России впереди других регионов по его внедрению вполне способны выступить арктические [регионы], а также акватория Северного морского пути. Для геологоразведки на арктическом шельфе появление аппаратов, функционирующих без участия человека, означает увеличение эффективности, повышение безопасности и в перспективе снижение затрат на основную деятельность», — сообщается в обзоре.

Бизнес уже сейчас проявляет активный интерес к технологиям безлюдного производства для использования в отдаленных регионах с экстремальными климатическими условиями, говорит управляющий директор ABAGY Robotic Systems Максим Зверков. В этих регионах остро стоит кадровая проблема: нужных специалистов сложно найти, контроль их работы также требует немало ресурсов.

 

«В таких условиях использование роботов выглядит абсолютно логичным решением. В то же время к ним предъявляют высокие требования. Чтобы работать на отдаленных объектах, роботы должны быть максимально адаптивными, легко управляться и контролироваться из центра, стать «руками» инженерного состава головной компании, корректно выполнять все полученные задания и требовать минимум очного участия человека в своем рабочем процессе. Такое решение крайне востребовано, и нам есть, что предложить»,

— заявил Максим Зверков.

 

Эффект интеллекта

В Ямало-Ненецком автономном округе внедрят гибридные интеллектуальные системы на предприятии «Газпрома» / фото yamburg-dobycha.gazprom.ru

Технологии ИИ применяют на нефтегазоконденсатных месторождениях Крайнего Севера. На ООО «Газпром добыча Ямбург» (Ямало-Ненецкий АО) разрабатывают digital-проекты, чтобы повысить эффективность производства: специалисты намерены построить гибридные интеллектуальные системы для газопромысловых объектов, подготовить системы управления на базе нечеткой логики и математики.

 

«В компании вводятся элементы искусственного интеллекта, чтобы повысить надежность ведения технологических процессов. Используются возможности работы интеллектуальных управляющих систем при поступлении нечеткой информации, например, при отказах измерительных каналов. Найденные решения патентуются как изобретения и внедряются в производство»,

— заявил заместитель главного инженера по научно-технической работе и экологии ООО «Газпром добыча Ямбург» Анатолий Арабский.

 

В ООО «Газпром добыча Ямбург» придумали и внедрили smart-систему, чтобы разрешить распространенную среди газодобытчиков проблему. В газосборочных шлейфах промышленникам нужно предупреждать образование гидратов — твердых соединений природного газа и воды. Гидраты накапливаются в стволах скважин, на стенках магистральных и промысловых трубопроводов, уменьшают пропускную способность последних. Чтобы замедлить и сократить образования, газовики используют метанол. Проблема состоит в объемах его подачи: перерасход метилового спирта увеличивает нагрузку на экологию и необоснованные затраты предприятия. Экономить метанол тоже нельзя, иначе газовикам грозит авария на трубопроводе.

Чтобы решить проблему, специалисты ООО «Газпром добыча Ямбург» разработали интеллектуальную автоматизированную систему управления технологическими процессами. Система работает на базе специальной технологии, при реализации которой был достигнут эффект искусственного интеллекта.

Образование гидратов в трубопроводах и сетях может привести к авариям, «умные» системы позволяют минимизировать риски / фото yamburg-dobycha.gazprom.ru

 

«Суть технологии заключается в том, что метанол подают в шлейф только тогда, когда начинается процесс гидратообразования, и в необходимых количествах. Для этого контролируют ход реальных процессов с их параллельным моделированием», — сообщали ранее специалисты предприятия.

 

За счет smart-технологий компания ежегодно экономит более 4 млн рублей на метаноле.

Плавучий реактор

ИИ может потребоваться при эксплуатации плавучих атомных реакторов / фото rosenergoatom.ru

Возможно, искусственный интеллект будут использовать в плавучих атомных электростанциях, отмечают авторы аналитического обзора. Предполагается, что маленькие реакторы будут размещаться на ледоколах и обеспечивать энергией нефте- и газодобывающие компании на удаленных территориях и предприятия, которые занимаются разведкой сырья, шельфовые платформы.

 

«На них [плавучих АЭС] применение искусственного интеллекта [будет] реализовано в автоматизированных системах управления технологическими процессами», — уточняют эксперты.

 

Проект первой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) реализует «Росэнергоатом». Мощность составит 70 МВт, станция была разработана с большим запасом мощности, чтобы ядерные реакторы оставались безопасными для окружающей среды в случае цунами и других природных катастроф. Первая ПАТЭС была названа в честь академика Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на которые мы прогнозируем в ближайшие годы как весьма и весьма высокий. Большой интерес к такой компетенции демонстрируют все островные государства, где нельзя по определенным причинам создать мощную инфраструктуру передачи электроэнергии»,

— рассказал гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.

 

В 2016 году стартовали швартовые испытания «Академика Ломоносова», весной 2018 года энергоблок был отбуксирован из Санкт-Петербурга в Мурманск, где летом прошла первая загрузка ядерного топлива в реакторы. Ожидается, что в 2019 году станцию переправят в морской порт города Певек, ПАТЭС будет обеспечивать энергией Чукотский автономный округ. Если энергоблок себя хорошо зарекомендует, Россия планирует запустить серийное производство.

Преодоление конфликтов

«Умные» технологии нужны для организации экологического мониторинга на полярных территориях / фото yamburg-dobycha.gazprom.ru

ИИ также нужен для экологических проектов Арктики, уверены авторы аналитического обзора: умные технологии пригодятся для моделирования последствий потепления, составления прогнозов, какой ущерб может быть нанесен окружающей среде и экономике.

«Сложно дать точный прогноз, как Крайний Север и его жители справятся с изменениями климата, удастся ли преодолеть конфликт интересов добывающих компаний и экологии, коренных народов и в целом биосферы. Возможно, новые технологии, мониторинг и прогнозирование помогут избежать кризиса и сделать человека не временным пользователем, а полноценным хозяином Арктики», — резюмируют авторы аналитического обзора.

 

Производственные решения на базе искусственного интеллекта, проекты индустриального Интернета Вещей, промышленные роботы и другие цифровые разработки ежегодно представляют в своих экспозициях участники ИННОПРОМ. Организаторы и флагманские промышленные компании готовятся к юбилейной, десятой выставке, которая пройдет с 8 по 11 июля 2019 года. Крупные корпорации и стартапы смогут показать свои новейшие digital-решения и обсудить тенденции на рынке.

Список новостей
  • Спонсоры
  • Партнеры
  • Медиапартнеры
  • Организаторы

  • Оператор выставки
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
  • Рекомендуемый застройщик
  • Сервис-партнер